Каталог товаров
Поиск по моделям
 

Типы тормозных систем мототехники. Часть 1.

27 июля 2015 г.
Типы тормозных систем мототехники. Часть 1.

На мотоциклах и скутерах китайского производства устанавливаются тормоза двух типов – барабанные и дисковые. Тормоза барабанного типа с механическим приводом имеют более длительную историю применения и считаются архаичной конструкцией. В сравнении с дисковыми тормозами они имеют, не смотря на несовременность, ряд преимуществ, некоторые из них – простота конструктивного исполнения, низкая цена и простота обслуживания. В данной статье будут рассматриваться особенности конструкции барабанных тормозов. Барабанные тормозные механизмы используются в большинстве своем в качестве заднего тормоза, соответственно, реже – переднего тормоза.

Барабанные тормоз состоит из барабана, который является частью ступицы колеса или крепится с помощью условно-неразъемного соединения к ступице колеса. Иногда наружная часть барабана имеет развитые или слабо — развитые ребра охлаждения. Тормозной барабан является базовой частью барабанного тормозного механизма. С лицевой части барабана вставляется опорный диск (крышка барабана), который монтируется с достаточной степенью подвижности к элементам подвески мототехники (маятник, амортизатор, ось колеса). На опорном диске установлены две тормозные колодки в сборе с фрикционными накладками, которые прикреплены с помощью клеевого состава к колодкам. Обе колодки одним своим концом опираются на цилиндрический упор, для этого концы колодок сформированы таким образом, чтобы они могли свободно двигаться вокруг упора. Другие концы колодок опираются на разжимной кулачок, эти концы колодок выполнены плоскими и повторяют плоскостные профили кулачка, часто эти концы усиливают дополнительными износостойкими пластинами. Колодки стянуты между собой двумя пружинами. Кулачок, с помощью передаточных узлов (тяг или тросов), соединяется с управляющими органами тормоза (рычаг или педаль).

При нажатии на управляющий орган кулачок проворачивается вокруг собственной оси, при этом он воздействует на соответствующие концы колодок. Колодки расходятся и своими фрикционными накладками прижимаются к внутренней рабочей поверхности тормозного барабана. В силу возникновения сил трения между рабочей поверхностью барабана и рабочей поверхностью накладок происходит замедление вращения колеса, а соответственно торможение мототехники. Чем выше силы трения, то есть увеличение прижатия накладок к барабану, тем выше скорость торможения. Когда водитель отпускает орган управления, колодки, под воздействием пружин колодок, возвращаются в нерабочее положение.

В силу особенности конструкции однокулачковый тормозной механизм менее эффективен (задняя и передняя колодки работают в разных условиях), нежели двухкулачковый, но, в свою очередь первый выигрывает в простоте конструкции и связанными с этим преимуществами. Качество работы барабанного тормоза зависит от многих условий. Вот некоторые у них – материал накладок колодок и рабочей поверхности барабана; клеевой состав, фиксирующий накладки к колодкам; соответствующая регулировка; материал пружин колодок; смазка узлов, согласно карте смазки.

В течение эксплуатации мототехники происходит естественный износ фрикционных накладок, в связи с чем, появляется необходимость в регулировке тормозного механизма (уменьшить до требуемой величины зазор между накладками и рабочей поверхностью тормозного барабана). Регулировка осуществляется на каждом виде техники разными способами. Преимущественное большинство регулировок выполняется с помощью регулятора, расположенного на тросе управления тормозным механизмом; регулятором угла наклона органа управления (рычага или педали) или с помощью перестановки на меньший угол рычага управления кулачком опорного диска по шлицам крепления данного рычага.

При достижении максимального износа фрикционных накладок (толщина уменьшается до минимально допустимого значения), необходимо выполнить их замену – либо отдельно накладок, либо в сборе с колодками. После установки новых накладок они должны притереться к рабочей поверхности тормозного барабана, это требует небольшого времени использования мототехники в бережном режиме, но позволяет увеличить эффективность торможения после окончания срока приработки поверхностей. Иногда замена накладок не приводит к полному восстановлению работоспособности тормозного механизма. Причина может быть в появлении изменения геометрии рабочей поверхности барабана, образования на поверхности канавок, возникновения корродирования в результате длительного неиспользования. Износ поверхности восстанавливается расточкой или шлифовкой.

Актуальность применения барабанных тормозных механизмов в связи с увеличением скоростных и мощностных параметров мотоциклов и скутеров уменьшается, но там где не предъявляется повышенных требований к указанным параметрам, они все еще применимы.

Тормозные колодки
Тормозные колодки
Крышка тормозных колодок / опорный диск
Крышка тормозных колодок / опорный диск
Барабан тормозной
Барабан тормозной

arxat